8 мая 2019 г. подведены итоги открытого регионального конкурса мотивационных постеров
«И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!». В конкурсе участвовали 106 работ. Согласно Положению о конкурсе итоги подведены по номинациям: 1-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. Работы-победители набрали максимальное количество баллов- 12. Работы-призеры набрали, соответственно, 11 и 10 баллов.
Поздравляем победителей и призеров!24 апреля 2019 г. начала свою работу муниципальная научно-практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки», которая является своеобразной ступенькой к успеху. К участию в конференции приглашаются все ребята, которые увлекаются научной и исследовательской деятельностью. Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности приучает ребят к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции.
Каждый год учащиеся нашей школы принимают участие в секциях «Русский язык» и «Литература». В этом учебном году таких любителей словесности было 13 человек. Ребята выбирают разные темы, но объединяет их одно – это любовь к родному языку и литературе. Они активно используют свои творческие способности. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Результаты работы секций «Русский язык» и «Литература» порадовали: все работы стали победителями и призерами НПК.13 марта 2019 г. на базе МОУ Школа № 22 г. Черемхово состоялся семинар – практикум для учителей начальных классов «Развитие словесно-логического мышления и связной речи учащихся на уроках математики в 1-4 классах». Инициаторы данного семинара – тьюторы базовой (опорной) площадки МОУ Школа № 8 г. Черемхово О.Г. Белобородова, М.А. Еропова.
Целью семинара является актуализация и обновление методических знаний, совершенствование методических умений учителей начальных классов в области использования методических подходов при анализе математических текстов для развития словесно-логического мышления и связной речи учащихся на уроках математики.
На первом этапе семинара Сафонова Л. Н.– заместитель директора по НМР МОУ Школа № 22 провела практикум по анализу требований ФГОС НОО к планируемым результатам освоения ООП НОО в аспекте формирования словесно-логического мышления обучающихся.
Сафонова Л. Н., заместитель директора по НМР и Басова Е.Ю., учитель начальных классов МОУ Школа № 22 продемонстрировали технологию продуктивного чтения на уроках математики и методические подходы к работе с учебными математическими текстами в начальной школе.
В практической части семинара учителя начальных классов МОУ Школа № 22 организовали анализ методических приёмов по организации работы с учебными математическими текстами на уроках в начальной школе на материале видеофрагментов учебных занятий. Активное обсуждение коллегами позволило найти методические ошибки учителей при работе над задачей в сюжетах, определить проблемное поле при анализе математических текстов.
На следующем этапе семинара – практикума Воробьева Т.П – учитель начальных классов МОУ Школа № 22 попыталась провести анализ основных ошибок обучающихся при работе с математическими текстами, связанных с дефектами формирования логических приемов мышления и смыслового чтения у младших школьников (на материале муниципальных мониторингов и ВПР).
Мини-фестиваль методических способов и приемов формирования смыслового чтения математических текстов (на материале учебников УМК «Перспектива», «Школа России») представили учителя начальных классов МОУ Школа № 22 и МОУ Школа № 30.
Е.В. Заволуева, зам. директора по УВР МОУ Школа № 30 г. Черемхово организовала методический практикум: «Освоение младшими школьниками вспомогательных математических моделей - основы формирования словесно- логического мышления и связной речи на уроках математики».20 февраля 2019 г. прошла апробация подходов к изучению основ орфографической грамотности и процедуры проведения у учащихся 2 классов. Цель данного мероприятия - оказание методической помощи по выявлению проблемных зон преподавания русского языка и определению путей их преодоления. Апробация подходов к изучению основ орфографической грамотности поможет учителям начальной школы провести анализ собственной методики обучения русскому языку в начальной школе и наметить перспективы развития своих профессиональных компетенций.
20 февраля 2019 г. прошла апробация подходов к изучению основ орфографической грамотности и процедуры проведения у учащихся 2 классов. Цель данного мероприятия - оказание методической помощи по выявлению проблемных зон преподавания русского языка и определению путей их преодоления. Важность изучения орфографической грамотности у школьников определена тем, что главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание. Апробация подходов к изучению основ орфографической грамотности поможет учителям начальной школы провести анализ собственной методики обучения русскому языку в начальной школе и наметить перспективы развития своих профессиональных компетенций.15 февраля ребята 5-6 классов стали участниками в школьном конкурсе »Язык –мой друг».Ребята, выполняя разные задания, показывали свои знания на различные нормы употребления русского литературного языка. Отличились ребята 5а класса: Амбросова Дарья, Максимов Никита, Жантуев Ренат, Туркина Диана. Эти ребята набрали максимальное количество баллов.
Наша школа гордиться старшеклассниками, которые отличились в разных конкурсах по русскому языку.
Дмитриева Лера, ученица 8 класса, является лауреатам Всероссийского конкурса сочинений «Мы –гордость Родины».Бушуева Екатерина ,ученица 10 класса, победитель «Всероссийского конкурса сочинений».
В муниципальном конкурсе сочинений о комсомоле являются победителями ученицы 10 класса Бушуева Екатерина, Воронина Мария, Дмитриева Валерия.
В Всероссийском конкурсе исследовательских и творческих работ «Моя Россия" отличились ученицы 10 класса: Стенько Анастасия, Бушуева Екатерина. Эти девушки награждены дипломами 1 степени.С 11 по 25 февраля 2019 г. в начальной школе проходит Декада детского чтения Смело можно сказать, что каждый обучающийся принимает участие в предложенных активных формах взаимодействия. По параллелям проведены внеклассные мероприятия: для 1-2 классов – Пушкинский праздник «Чудо-сказки» (инсценирование фрагмента сказки), а для 3-4 классов – литературная гостиная «Пушкин на все времена» (чтение стихотворений). Вызвала интерес у ребят 3-4 классов интеллектуальная игра «Сундучок сказок Пушкина».
Учащиеся первых классов участвовали в конкурсе «Лучше всех», где необходимо было раскрасить иллюстрацию к русской народной сказке, а ученики 2-4 классов – в Литературной эстафете, где определялся знаток детской литературы. В конкурсе «Лидер детского чтения» от каждого класса участвовало по 5 человек, здесь важно было читать выразительно, бегло, осознанно, без ошибок и выполнять задания по прочитанному тексту.
По итогам конкурсов, игр проведена линейка, победители и призёры награждены грамотами, призами. Классные руководители провели тематические часы общения, посвящённые жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова или детству А.С. Пушкина.29 января 2019 г. в школе состоялся педагогический совет по теме «Организация контрольно-оценочной деятельности на уроке как способ создания эффективной языковой среды». В.А. Бархатова, директор школы актуализировал проблему речевого развития современных школьников. Представил результаты комплексного мониторинга деятельности базовой (опорной) площадки по реализации мероприятий направления (подпрограммы) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по след. разделам: представление опыта деятельности по теме Б(О)П, характеристика контингента детей, принимающих участие в реализации практики по созданию языковой среды, количество стажировок, проведенных с целью распространения позитивного опыта формирования и развития языковой среды в образовательной организации, организационно-правовое и информационно-методическое сопровождение реализации практики, повышение квалификации педагогов образовательной организации в отчетный период, распространение практики Б(О)П на базе образовательной организации, на региональном, муниципальном, федеральном уровнях.
С.В. Сульгина, зам. дир. по НМР представила модель языковой среды в условиях реализации ФГОС ОО. Отметила, что создание языковой среды в ОО как системообразующий фактор воспитательного и развивающего пространства Язык – орудие совершенствования духа. Русский язык и литература формируют гражданский и духовный облик личности. Учитель призван создать для обучающегося модель духовного мира. Проблема: недостаточность использования языка как универсального инструмента познания мира и общения людей; снижение уровня грамотности и навыков монологической речи у молодых людей и подрастающего поколения; отсутствие словарного запаса и понимания значения основополагающих жизненных понятий; измененный русский язык на арене идеологической борьбы как оружие массового поражения. Это соцзаказ на невежество масс и деградацию. Какими средствами воспитать духовную личность и грамотного человека? Одна из основных задач – превратить среду в средство развития и воспитания личности. Поведение человека ¬- процесс взаимодействия его со средой. Изменяя в нужном направлении образовательную среду, мы опосредованно управляем воспитанием и развитием ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы в своей пространственно-¬временной зоне преобразовать реальную среду ОО в среду наиболее благоприятную для развития школьников, их индивидуальности и гражданского становления. Интегрировать поток воздействий на детей поможет языковая среда.
Е.В. Бахматова и Ю.П. Алексеева познакомили с системой планируемых результатов в области развития речи выпускников начальной и основной школы. Показали возможности развития речевых умений в контексте преемственности. Продемонстрировали соответствие речевых умений и инструментов для оценивания указанных умений. Провели мастер-класс по организации оценивающей деятельности при помощи речевых средств. Представили возможности языкового развития при использовании карты индивидуального развития.
Ж.А. Бовкун, учитель начальных классов представила банк оценочных инструментов, при использовании которых активизируется речевая деятельность учащихся. Указала на возможности использования и развития данных инструментов на уровне основного общего образования.
Далее члены педагогического совета слушали В.И. Насырова, учителя истории, обществознания, который представил набор универсальных учебных действий, которые необходимо развивать, используя речевые средства. Продемонстрировал методику использования оценочного листа по разделу.
Н.В. Ланчакова, учитель математики провела мастер-класс по использованию оценочного листа на уроках геометрии. Показала возможности речевого развития при оценке умений в решении алгебраических выражений.
Л.В. Чернову, учитель информатики познакомила с системой использования оценочных инструментов на уроках информатики. Провела мастер-класс по использованию листа продвижения по теме для речевого развития школьников.
Т.В. Грищенко, учитель английского языка представила опыт работы по использованию маршрутного листа урока для организации контрольно-оценочной деятельности. Показала возможности использования данного листа для организации речевой среды на уроке.16 января 2019 года на базе МОУ Школа № 32 г. Черемхово состоялся городской методический семинар-практикум учителей английского языка «Создание преемственной развивающей речевой среды как одно из условий обеспечения качества современного лингвистического образования».
Руководитель городского методического объединения учителей английского языка Ю.А. Кузьминых, учитель английского языка МОУ Школа № 8 им. А.С. Пушкина г. Черемхово, акцентировала внимание коллег на необходимости создания в общеобразовательной организации преемственной развивающей речевой среды, которая стимулирует коммуникацию, развивает потенциал участников образовательных отношений, носит планомерный характер; напомнила её источники (визуальный ряд, аудиоряд и ситуативный ряд). Введение единого речевого режима – одно из обязательных условий развития у учащихся всех типов речевой деятельности, умений владеть русским литературным языком как средством общения во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с коммуникативной целью и ситуацией общения, с культурными нормами устной и письменной речи, нормами речевого этикета, речевой практики учащихся.
Также педагоги под руководством Ю.А. Кузьминых проанализировали планируемые результаты речевого развития выпускника на всех уровнях общего образования, с помощью технологии дизайн-мышления смоделировали развивающую речевую среду образовательного занятия по английскому языку.
Семинар дал старт новому направлению работы педагогов, дальнейшему планомерному профессиональному развитию для создания условий обеспечения качества современного лингвистического образования.21 декабря 2018 г. на базе МОУ Школа №5 г. Черемхово состоялся семинар – практикум для учителей начальных классов «Система работы по развитию функциональной грамотности чтения. Презентация образовательных практик».
На открытии семинара О. Г. Белобородова, тьютор базовой (опорной) площадки по реализации регионального образовательного проекта «Введение единого речевого режима в образовательных организациях Иркутской области акцентировала внимание на том, что современные представления о процессе чтения меняются и включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Поэтому для современного педагога важно, чтобы его ученики овладели читательской грамотностью, которая сегодня рассматривается как один из важных параметров готовности к жизни в современном обществе.
Целью семинара является актуализация и обновление методических знаний, совершенствование методических умений учителей начальных классов в области формирования и развития функциональной грамотности чтения.
На первом этапе семинара педагогами школы № 5 было определено понятие «читательская грамотность» с точки зрения исследований PIRLS и РISA, выделены умения, которыми должен обладать грамотный читатель в современном потоке информации, даны уровни понимания текста, а также определены трудности учащихся начальной школы.
В практической части семинара участники посетили открытые показы образовательных занятий по темам: «Д. Хармс. «Вы знаете?» (2 класс, Дмитриева О.В., учитель начальных классов МОУ Школа №5); «Наше питание» (3 класс, Матузова Т.Н., учитель начальных классов МОУ Школа №5); «Тропинками родного края» (3 класс, Безродных О.Г., учитель начальных классов МОУ Школа №5). Наблюдения и аспектный анализ образовательных занятий позволили сделать вывод о создании условий для формирования и развития функциональной грамотности чтения учителями. Журова О. Я., учитель начальных классов МОУ Школа №5 дала мастер – класс, на котором продемонстрировала методические приёмы, способствующие формированию и развитию читательской грамотности: «Проведение следственного эксперимента», «Изменение хода событий», «СМС сообщение», «Юный корреспондент», «Библиограф».
На следующем этапе семинара – практикума учителя из МОУ Школы № 15 и МОУ Школы № 32 продемонстрировали систему работы по развитию функциональной грамотности чтения в своих образовательных организациях.19 декабря 2018 г. в школе № 8 им. А.С. Пушкина, ставшей в октябре этого года победителем Всероссийского конкурса практик по формированию и созданию языковой среды в образовательных организация, состоялось очередное заседание городского методического объединения учителей истории и обществознания.
Основной целью семинара-практикума «Создание преемственной развивающей речевой среды как одно из условий обеспечения качества современного образования по истории и обществознания» явилось осмысление проблемы создания полноценной языковой среды в образовательной организации.
Учителя истории и обществознания стали участниками самодиагностики компетенций по вопросам русского языка, в результате которой осознали необходимость постоянного самосовершенствования по вопросам норм современного русского литературного языка.
В ходе актуализации проблемы семинара, мастерски проведённой С.В. Сульгиной, заместителем директора по научно-методической работе школы № 8, руководителя базовой площадки ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» по реализации государственной программы РФ «Развитие образования» (направление (подпрограмма) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога»), его участники рассуждали на тему современного «немого» поколения школьников, обсуждали вопрос о неуклонном сокращении доли живого общения с людьми в пользу виртуального. Педагоги определили понятие «языковая (речевая) среда», способы ее создания и развития.
На открытом показе образовательного занятия в 10 классе «Россия в XVI веке» (учитель Л.П. Гурченкова) участники семинара провели анализ языковой среды на данном уроке. В ходе методического диалога по результатам открытого показа урока был сделан вывод о том, что «…речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню» (Цицерон). В результате коллективного обсуждения проблем создания языковой среды в школе учителя в очередной раз утвердились в мысли о том, что создание развивающей языковой среды на уроках истории и обществознания является одним из способов достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы на всех уровнях общего образования.
Итогом работы на семинаре стал созданный во время семинара-практикума методический конструктор «Моделирование развивающей языковой среды на уроке истории и обществознания», а также понимание необходимости разработки единого речевого режима как важного условия создания единой языковой среды в образовательной организации.13 декабря 2018 г. на базе МОУ Школа № 8 г. Черемхово прошел семинар для учителей математики по теме «Создание преемственной развивающей речевой среды как одно из условий обеспечения качества современного образования по математике».
С. В. Сульгина, заместитель по НМР МОУ Школа № 8 г. Черемхово, в своем вступительном слове обозначила реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» по направлению «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» как одну из приоритетных задач современного образования.
На начальном этапе участниками семинара была проведена самодиагностика речевых ошибок и сделаны выводы об их недопустимости в речи учителя. В результате просмотра фрагментов видео-уроков математики с конкурса «Учитель года России» учителя провели анализ языковой среды на уроках математики, были выявлены проблемные зоны по формированию данной среды, а также пути их преодоления. Итогом семинара стали разработанные пути формирования языковой среды на различных этапах урока.13.12.2019 г. прошла традиционная областная научно-практическая конференция «Великое русское слово» на базе негосударственного общеобразовательного учреждения «Православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Ребята нашей школы принимали в ней участие. Участников данного мероприятия приветствовал директор гимназии — Беломестных Александр Иванович. Он отметил, что язык русского народа формировался не только высокой культурой русского народа, но и его духовной жизнью. Благодаря русскому языку миллионы людей знакомились с самыми возвышенными ценностями, поэтому можно справедливо признать, что это одна из самых дорогих наших святынь.
Затем выступил хор гимназии, который спел богослужения. Его регентом является Абдина Наталья Григорьевна. Куратор конференции, Рябова Светлана Григорьевна, поприветствовала ребят и сказала о том, что в этом году на конференцию приглашены не только учащиеся 10-11 классов, студенты МГЛУ ЕАЛИ, но и студенты из Японии и Китая. Далее работа конференции проводилась по секциям: «Язык в социуме», «Язык интернет-коммуникации и рекламы», «Лингвистическое краеведение», «Литература на перекрёстке классики и современности», «Духовное наследие России в зеркале языка и литературы», Язык медиа и межкультурной коммуникации».
В рамках работы конференции была запланирована встреча с коллективом «Творческое пространство "ПУЛЬС" (п. Плишкино Иркутский р-н. Рук. Алексей Крупяник, Марина Шубина)». Интерактивная программа «Русский час»: I часть – «Мода от народа» (дефиле участников конференции в народных костюмах от швейно-ремесленной мастерской «Русская сказка», рассказ о сибирском народном костюме); II часть – «От песни душа растёт» (сибирские протяжные песни в исполнении Ольги Кустовой). Наши участники: Макарова Влада, Звонкова Дарья, Игнатьева Дарья, Стенько Анастасия достойно представили свои работы и были довольны результатами конференции.
с 30 ноября по 11 декабря 2018 года в начальной школе проходит Декада русского языка и литературного чтения. План был составлен с учётом реальных коммуникативных потребностей учащихся разных возрастных групп, содержание отвечало таким требованиям, как образовательная ценность и доступность.
Ребята участвуют в конкурсах «Знаток русского языка», «Мастер чистописания», «Знатоки словарных слов», в семейной викторине, в литературных играх «Своя игра», «Блиц-опрос» и «Путешествие в сказки» играли команды. Учащиеся 3-4 классов писали сочинение на тему «Кто я? Какой я?». Все мероприятия Декады были призваны стимулировать познавательную активность учащихся, развивать творческие способности и умение сотрудничать в группе. По итогам Декады проведена линейка, победители и призёры награждены грамотами. Декада является хорошей возможностью продемонстрировать знания и умения, мастерство не только школьникам, но и их наставникам.
28 ноября 2018 года на базе МОУ Школа №1 г. Черемхово городским методическим объединением учителей русского языка и литературы был организован проблемный семинар «Создание преемственной развивающей речевой среды как одно из условий обеспечения качества современного филологического образования». В семинаре приняли участие и представители школы № 8 – Е.А. Чернакова и О.Ю. Конева.
Заместитель начальника управления образования г. Черемхово Е.В. Шевченко, открывая семинар, актуализировала проблему данного методического события и определила приоритетные задачи в создании развивающей речевой среды в образовательных организаций муниципальной сети. Руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы Л.В. Лавринович организовала методический дайвинг в содержание Концепции преподавания русского языка и литературы, итогом которого стал составленный педагогами-словесниками перечень задач по созданию преемственной развивающей речевой среды
Далее состоялись открытые показы образовательных занятий, подготовленные методическими дуэтами педагогов школы № 1. Учитель начальных классовО.Ю. Грибачёва и учитель русского языка и литературы Л.В. Лавринович представили педагогические практики создания преемственной развивающей речевой среды на уровнях начального и основного общего образования, а учителя русского языка и литературы Т.С. Москвитина и И.Г. Попова продемонстрировали возможности использования современных образовательных технологий как эффективного ресурса развития речевой культуры учащихся 5-11 классов.
Учитель русского языка и литературы И.А. Смолина раскрыла потенциал современной образовательной технологии «Игровая образовательная сессия» для развития читательской культуры школьников. Опыт работы школ № 1 и № 8 по разработке в образовательной организации Положения об едином речевом режиме был представлен И.Г. Поповой, руководителем школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, Ю.П. Алексеевой, учителем русского языка и литературы МОУ Школа № 8 г. Черемхово.
Посредством интерактивной технология «мировое кафе» участники семинара смоделировали такие важные компоненты развивающей речевой среды школы, как «содержание образования», «методическая система» и «воспитательная система». Рефлексивная черта семинара с использованием приема «Рисование кофе» позволила его участникам ещё раз эмоционально и содержательно прожить состоявшееся методическое событие, а также показала намерение учителей русского языка и литературы развивать школьную речевую среду на всех уровнях общего образования.14 ноября 2018 г. в МОУ Школа № 8 г. Черемхово прошел семинар для учителей информатики по теме «Создание преемственной развивающей речевой среды как одно из условий обеспечения качества современного образования по информатике и ИКТ». Открывая семинар, С.В. Сульгина, заместитель директора по НМР МОУ Школа № 8 г. Черемхово акцентировала внимание участников на проблеме семинара – каким образом реализовать государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» по направлению «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» в образовательной системе школы.
Участники семинара провели самодиагностику речевых ошибок и пришли к выводу о том, что они не допустимы в речи современного учителя. В результате работы с методическими тренажерами учителя провели анализ языковой среды на уроке информатики, в творческих группах разработали демоверсии учебных заданий, которые могут стать ресурсом для активизации речевой деятельности школьников на уроке.
В рамках семинара учителя информатики обсудили вопросы введения единого речевого режима как важного условия создания единой языковой среды в образовательной организации. Результатом работы участников семинара явилось создание коллективной пилотной модели развивающей языковой среды на уроке информатики. Подводя итоги семинара, учителя сделали вывод о ресурсоемкости урока информатики для создания эффективной языковой среды для учащихся.В целевой программе «Русский язык» отмечено, что «русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, определяющих его самобытность и жизнеспособность, что обуславливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения. Укрепление позиций русского языка является стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации».
Значимость задач и стратегический характер работы по укреплению позиций русского языка обуславливают актуальность и необходимость совершенствования системы повышения квалификации по вопросам создания и развития языковой среды на всех уровнях общего образования.
26 октября 2018 г. на базе МОУ Школа № 8 г. Черемхово был проведен проблемный семинар по теме «Создание единой языковой среды в ОО как один из способов достижения метапредметных результатов освоения ООП на уровнях общего образования», целью которого явилось развитие содержания, форм и методов повышения кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка. На семинаре присутствовали заместители директоров по УВР, НМР, руководители ГМО и ГТГ учителей русского языка и литературы, руководители ШМО учителей начальных классов, русского языка и литературы. В ходе семинара участники провели самодиагностику компетенций по вопросам русского языка, посетили открытые показы образовательных занятий: урок технологии во 2 классе (учитель Евгения Владимировна Мартынова), урок изобразительного искусства в 1 классе (учитель Татьяна Григорьевна Ракевич), урок математики в 8 классе (учитель Оксана Сергеевна Безгодова). После уроков был организован продуктивный методический диалог по результатам наблюдения за особенностями организации языковой среды на открытых показах.
Участники семинара актуализировали знания о содержании языковой среды, источниках речевого развития школьников, структурных элементах языковой среды, познакомились с примерным содержанием Положения о едином речевом режиме в ОО, которое рассматривается как важное условие создания единой языковой среды. Для углубления проблематизации темы семинара и понимания стратегических задач в области укрепления позиций русского языка участники семинара собрали методический конструктор «Моделирование развивающей языковой среды в ОО», после чего состоялась презентация моделей развивающей языковой среды в ОО, разработанных временными творческими группами участников семинара. Проблемы создания развивающей языковой среды в ОО, обсуждаемые в ходе семинара, еще раз убедили участников в том, что педагоги образовательных организаций г. Черемхово должны осознать и принять тот факт, что формы, методы изучения и преподавания русского языка должны соответствовать стратегическим приоритетам Российской Федерации, вызовам времени и запросам потребителей.24 октября 2018 г. педагоги МОУ Школа № 8 г. Черемхово О.Г. Белобородова, М.А. Еропова приняли участие в Межрегиональном интернет-фестивале эффективных образовательных практик развития языковой среды в образовательной организации, который состоялся на базе ГАУ ДПО ИРО. В мероприятии приняли участие более 60 человек: представители Министерства образования и науки Республики Тыва, педагоги и специалисты образовательных организаций Иркутской области и Республики Тыва.
В процессе общения были подведены итоги работы, представлены лучшие образовательные практики развития языковой среды, уникальные образовательные продукты, которые стали результатом межрегионального взаимодействия. М.А. Еропова и О.Г. Белобородова представили участникам фестиваля практику использования метапредметной игры «Река времени российской истории».МОУ «Школа № 8 им. А. С. Пушкина г. Черемхово» и ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» вошли в число победителей конкурса практик по формированию и созданию языковой среды в образовательных организациях, организованном АНО НИИ «Современная дидактика» в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направления (подпрограммы) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога». В конкурсе приняли участие образовательные организации из разных регионов Российской Федерации.
Коллективом школы из Иркутской области была представлена практика «Моделирование коммуникативной ситуации при освоении русского языка – эффективная методика создания языковой среды в ОО», эффективность которой была отмеченаэкспертами.
Победителями конкурса так же стали образовательные организации города Москвы, Воронежской области и Республики Удмуртия.В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направления (подпрограммы) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» Институтом развития образования Иркутской области совместно с АНО НИИ «Современная дидактика» проведена межрегиональная методическая школа с участием музеев, библиотек и иных учреждений культуры, а также информационно-библиотечных центров по вопросам формирования и создания языковой среды. Участниками мероприятия стали более 60 педагогов и специалистов сферы образования из 29 регионов Российской Федерации.
В рамках методической школы был представлен опыт работы федеральных стажировочных площадок (ФСП) в рамках реализации направления «Мероприятия, направленные на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Ирина Ивановна Бабкина, проректор, начальник управления учебной и научно-методической работы ГБУ ДПО Воронежской области «Институт развития образования», осветила опыт работы ФСП Воронежской области. О реализации данного направления в Иркутской области рассказала Наталья Владимировна Пономарева, руководитель ФСП «Русский язык», заместитель директора ГАУ ДПО ИРО. Продолжили представление опыта нашего региона победители конкурса практик по формированию и созданию языковой среды в образовательных организациях – коллеги из МОУ «Школа № 8 им. А. С. Пушкина г. Черемхово».С 13 по 16 сентября 2018 года состоялся очный визит федерального эксперта Лукичева А. Н., руководителя проектов по русскому языку, члена экспертного совета по образованию Государственной Думы, к.и.н., на базу ФСП Иркутской области (ГАУ ДПО ИРО). Данный визит осуществлен в рамках мониторинга реализации обязательств, заявленных Иркутской областью в 2018 году, в рамках софинансирования мероприятий Государственной программы РФ «Развитие образования» (далее-ГПРО) по направлениям:
– «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога»;
– «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений».
13.09.2018 г. А.Н. Лукичев посетил Б(О)П МОУ Школа № 8 г. Черемхово с целью знакомства с деятельностью Б(О)П, с формами и содержанием работы участников стажировки, которая проходила во время визита эксперта на данной площадке.
13 сентября в городе Черемхово на базовой (опорной) площадке по реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направления (подпрограммы) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога»прошла образовательная стажировка для педагогов из Республики Тыва «Моделирование коммуникативной ситуации при обучении русскому языку как родному, так и неродному – эффективная методика создания языковой среды».
С приветственными словами к гостям обратились директор школы Валерий Александрович Бархатов, начальник управления образования администрации города Черемхово Елена Александровна Вакула и заместитель начальника управления образования Елена Витальевна Шевченко.
Работа в рамках темы стажировки началась с определения первичного образовательного маршрута стажеров. Следующим этапом стало погружение в образовательные практики создания речевой среды на уроке и во внеурочной деятельности. Демонстрация открытых образовательных занятий на всех уровнях образования (3, 8, 10 классы) позволили педагогам проследить преемственность задач речевого развития, которое лежит в основе создания языковой среды в школе № 8.
После посещения уроков и занятий педагоги приняли участие в методическом квесте «Моделирование коммуникативной ситуации при обучении русскому языку как родному, так и неродному – эффективная методика создания языковой среды». Поучаствовав в индивидуальных образовательных пробах, стажеры изучили вопросы активизации речевой деятельности школьников при целеполагании на уроке, опыт использования технологии формирования типа правильной читательской деятельности, способы обучения написанию сочинений с использованием учебного моделирования и другие эффективные практики создания языковой среды на уроке.
«Мы получили большой методический багаж», «…посмотрели замечательные уроки и занятия», «…приобрели новых профессиональных друзей», «…карты и схемы буду использовать в своей практике», - такие отзывы о стажировке оставили педагоги Республики Тыва.
27 августа 2018 г. руководитель Б(О)П МОУ Школа № 8 г. Черемхово С.В. Сульгина стала участником веб-подключения с тьюторами стажировочной площадки ГАУ ДПО ИРО с целью определения содержания и форм организации стажировки для педагогов Республики Тыва, которая планируется на 10-14 сентября 2018 г. по теме «Вопросы использования русского языка как государственного языка Российской Федерации: создание единого речевого режима в образовательной организации», организованной в условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направления (подпрограммы) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога»
Педагоги школы №8 – педагогам Крыма
С 25 мая 2018 г. педагогический коллектив МОУ школа № 8 начали прохождение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Вопросы использования русского языка как государственного языка Российской Федерации: создание языковой среды в образовательной организации» в рамках реализации Государственной программы РФ «Развитие образования», направления (подпрограммы) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога». 50 педагогов различных предметных областей изучали нормативную базу по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, актуализировали и приобретали знания по теории русского языка, расширяли границы своего опыта по вопросам активизации речевой деятельности. В результате прохождения данной программы все педагоги успешно прошли итоговое тестирование и выполнили задания промежуточной аттестации.
27 апреля 2018 г. в МОУ Школа № 8 г. Черемхово прошел семинар для учителей начальных классов «Новые виды коммуникации в урочной и внеурочной деятельности». Целью данного семинара явилось осмысление проблемы
создания образовательного пространства для активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, овладения навыками смыслового чтения текстов разных видов, навыками построения речевого высказывания и создания текстов в устной и письменной формах, для формирования готовности слушать собеседника и вести диалог. Участвуя в наполнении «методической шкатулки «Коммуникация как вид образовательной деятельности», педагоги уточнили понятие «коммуникация», установили взаимосвязь между данным понятием и такими понятиями, как «сотрудничество», «взаимодействие». С.В. Панина, учитель начальных классов МОУ Школа № 8 организовала практикум «Моделирование как новый способ коммуникации», в ходе которого участники семинара познакомились со способами моделирования развернутых речевых высказываний в устной и письменной форме. О.С. Хангилдян, учитель начальных классов МОУ Школа № 8 познакомила коллег со способами построения развернутого речевого высказывания при работе с текстом. В ходе семинара педагоги конструировали нестандартные задания при работе со сплошными и несплошными текстами. Содержание семинара и формы взаимодействия его участников получили высокую оценку.
Бал…Бал? Бал!
Самым запоминающимся событием стал ПУШКИНСКИЙ БАЛ 9февраля! Это мероприятие достигло невероятных масштабов! Тематическая программа, великолепные судари и сударыни в бальных платьях, грациозные танцы, стихи.
Зрители и гости были поражены тем мастерством, а главное- вдохновением, с которым учащиеся 5 - 11 классов выступали в бальных нарядах 19 века. Долгие дни репетиций не прошли даром. Это грандиозное мероприятие представляло собой инсценировку настоящего бала 19 века. Гостями бала были поэт А. С. Пушкин (школа носит имя поэта) и его дамы сердца. Хозяйка бала Натали Гончарова и ее приближенные рассуждали об этикете бала. В их рассуждения плавно вливались танцы, о начале которых объявлял мажордом. Но какие танцы! На балу гости могли наблюдать грандиозный полонез, озорную польку, энергичную мазурку, венский вальс, игривый котильон. Все были в восторге!!!
20 сентября 2017 г. Ю.П. Алексеева, учитель русского языка и литературы, тьютор Б(О)П МОУ Школа № 8 г. Черемхово провела мастер-класс «Способы активизации речевой деятельности школьников в образовательной деятельности» для учителей начальных классов, учителей русского языка и литературы, учителей истории и обществознания.
3 июля 2017 г. прошла презентация модулей, разработанных в рамках курсовой подготовки по теме «Тьюторское сопровождение повышения квалификации педагогов по вопросам преподавания русского языка (в рамках реализации ФЦПРЯ, п.1.6.)».